Рождество в 4-х храмах Томска и символы православия | Ludytomska.ru

Рождество в 4-х храмах Томска и символы православия

alekseevskiy_01

«Он шел на перепись вместе с обрученной ему Марией, Которая ожидала ребенка. И вот, когда они находились там, пришло Ей время для родов, и родила Она Сына Своего, первенца, и спеленала Его, и положила в ясли для скота, потому что на постоялом дворе не нашлось для них места» (Лк 2:1-7).

«Рождество Спасителя стало единой, универсальной точкой отсчета, ставшая целью и смыслом для всего современного мира. Состоявшееся событие разделило мировую историю на две эпохи – до и после Рождества Христова. «

alekseevskiy_01фото: Владимир Бобрецов

Рождество — великий православный праздник, второй по значимости после Пасхи. Рождеству предшествует долгая подготовка и в повседневной  и  в церковной жизни.  Это рождественский пост и богослужения, посвященные воспоминанию о ветхозаветной жизни человечества, вкусившего все горькие последствия изгнания из рая и печати первородного греха, и в течении нескольких веков ожидавшего исполнения пророчества о Спасителе.

Поэтому Рождество начинается задолго до Рождества, но мы, четверо фотографов, решили одновременно снять службы в четырех храмах Томска, которые выбрали сами, и так получилось, что начали с всенощного бдения, торжественного богослужения накануне праздника, в древности продолжавшегося всю ночь, но в наше время длящегося с пяти до десяти часов вечера.

Рождественский фоторепортаж из томских храмов, 2014 год

Петропавловская церковь.

Всенощное бдение, 6 января 17-00.

 Все церковные ритуалы глубоко символичны. Вечерня, с которой начинается всенощное бдение, олицетворяет собой ветхозаветное время — от сотворение мира, грехопадения, изгнания из рая и до исполнения обетования о Спасителе. Начало вечерни — это открытие царских врат, что означает те времена, когда райские двери были открыты для всех. Затем происходит безмолвное каждение священником и клубы дыма заполняют алтарь, напоминая о сотворении мира — «Земля же была безвидна и пуста, … и Дух Божий носился над водою.» В завершение царские врата закрываются напоминая, как первые люди были изгнаны из рая…

 Фото: Владимир Коробов. Службу совершил настоятель Петро-Павловской церкви протоиерей Андрей (Туров).

DSC_0023_fhdr


О ХРАМЕ:

old_2Петропавловская церковь, построенная около спичечной Фабрики Торгового Дома «Евграф Кухтерин и сыновья» на средства же торгового дома, являлась прежде всего фабричным храмом.  Возведенная для фабричных рабочих и их детей, при церкви функционировала церковно-приходская школа, она оказалась тесно связана с фабрикой и до сих пор называется в народе «церковь на спичке». Храм был заложен в 1907 году, и год спустя освящен Святым митрополитом Макарием Невским во имя Первоапостолов Петра и Павла. В 1923 году храм отдан под клуб Спичечной фабрики, а усыпальница Кухтериных переоборудована под оркестровую яму. В 2008 году восстановленный храм был освящен Архиепископом Ростиславом. Сейчас здесь действует единственное в Епархии учебное заведение — Православная Прогимназия Косьмы и Дамиана. Главные святыни храма — иконы с частичками мощей блаженной Матроны Московской и великомученницы Анастасии Узорешительницы.

 

Воскресенская Церковь, 6 января 17-00.

Всенощное бдение.

… Начинается вход на Вечерне: из алтаря северными вратами выходит свещеносец, диакон с кадилом и священник. Священник становится на амвоне лицом к Царским вратам, благословляет крестообразно вход и входит вместе с диаконом в алтарь. Эта часть Всенощной напоминает нам о ветхозаветных праведниках, ожидавших по обетованию пришествия Спасителя, а также о том, что это обетование было исполнено и двери рая вновь открылись для людей. Крестообразное благословение говорит о том, что через крест Господень вновь откроются двери рая …

Фото: Рубин Гайнутдинов. Службу совершил настоятель храма протоиерей Петр Кадомцев.

voskresenskaya_14


О ХРАМЕ:
DSC_7126
Воскресенская церковь, одна из старейших церквей города, шедевр сибирского барокко школы Растрелли, начала свое существование как монастырская: первоначальное деревянное здание храма было построено на территории Свято-Успенского мужского монастыря. В конце 19 века, по заказу томского промышленника и мецената А.А Васильева, для церкви был отлит большой колокол,  прозванный горожанами «Томским Царь колоколом». Воскресенский колокол был разбит  и переплавлен в 30-х годах. Кресты же сорвать не удалось: рвалась веревка, за которую тянули привязанный крест, стоящие внизу люди, затем перевернулся трактор, и затею оставили. После закрытия здание церкви использовали как зерновой склад, гараж, а с 50-х годов здесь находился Центральный Госархив  Дальнего Востока. В церкви хранится икона с мощами святой Анастасии Узорешителъницы.

Богородице-Алексиевскогий мужской монастырь, 6 января, 17:00.

Всенощное бдение в казанском храме.

 … Затем в западной части храма около входных западных дверей совершается Лития, с греческого моление. Это место выбрано для того, чтобы дать возможность оглашенным и кающимся принять участие в общей молитве по случаю большого праздника. В библейские времена молящимся в храмах раздавали пищу, так как они часто прибывали издалека, а богослужения были очень долгие. В память об этом, а также о насыщении 5000 человек 5 хлебами и 2 рыбами начинается освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея. Вечерня заканчивается молитвой святого Симеона Богоприимца и «Богородице, Дево, радуйся» — исполняется обетования Божье о Спасителе…

 Фото: Владимир Бобрецов. Службу совершил игумен Богородице-Алексиевского монастыря иеромонах Кирилл (Умрилов). _MG_1590-1 (2)

О ХРАМЕ:

alekseevskiy_02Богородице-Алексеевский мужской монастырь практически ровесник города. Основанный в 1605 г. в месте впадения Малой Киргизки в Томь, он был перенесен на новое место в связи с половодьем и позже не Юрточную гору в связи с частыми набегами кочевников. Главная святыня монастыря — мощи старца Федора Томского, покоящиеся в Казанском храме, который еще при жизни был почитаем. После его кончины продолжались многочисленные случаи исцеления больных. Сейчас все случаи молитвенной помощи записываются в монастыре в специальную тетрадь.  Каменный храм монастыря в честь Казанской иконы Божьей Матери был достроен и освящен в 1789 году.

 

Богоявленский собор   7 января, 00:00.

Заутреня и ранняя божественная литургия.

… Утреня, символизирующая события Нового Завета, явление и воскресение Иисуса Христа, начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастырям, что прямо говорит о событиях Рождества Христова: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Традиции праздника также наполнены библейскими мотивами. Рождественские вертепы, показывающие сцену Рождества, когда в Вифлеемской пещере, предназначенной для стойла, среди соломы, сена, в окружении домашнего скота родился Богочеловек.  Образ Ангела, явившегося пастухам, которые первые узнали о рождении Спасителя и пришли ему поклониться. Это и восьмиконечная звезда, которая возвестила о Рождестве Христовом волхвам, принесшим Ему в дары золото, ладан и смирну.

 Фото: Луговая Оксана. Заутреню и раннюю литургию совершил митрополит Томский и Асиновский Ростислав.

Рождество в Томске 2014. Митрополит Ростислав. Фото: Луговая Оксана.

0-О ХРАМЕ:

Деревянная Богоявленская церковь была построена в 1630 году. Как и все деревянные храмы церковь страдала от пожаров, ветшала и заново перестраивалась. Ранее всех других томских храмов Богоявленский собор обрел каменное здание: заложен в 1777 и в 1784 освящен. Храм был посвящен Богоявлению, то есть Крещению Господню, поэтому иногда назывался Христокрещенским. Именно в этом храме было всенародно объявлено о создании Томской губернии. Ежегодно отсюда совершался общегородской Крестный ход для Великого освящения воды в реке Томи.  В 30-е годы храм был закрыт, позже в нем размещался завод резиновой обуви, а в 90-е годы собор был возвращен церкви. Главная святыня собора —  частица мощей святого Beликомученика и целителя Пантелеимона, а также распятие с звездицей, хранящей частицу Креста, на котором был распят Иисус Христос.

Да это важный праздник. И Рождество Христово важно для православных тем, что исток всего случившегося после, начало всех остальных православных праздников и праздника воскресения Господня, самого важного в жизни любого христианина.

Текст: Чуйкова Анна

При написании статьи использованы материалы сайтов:

http://www.pravmir.ru/obyasnenie-vsenoshhnogo-bdeniya/ — «Объяснение Всенощного бдения».

http://ou.tsu.ru/school2/other/slavsib2/11.html — «Томские храмы: ниточка сквозь века».

http://www.nsad.ru/rozhdestvo-hristovo/ — «Рождество Христово — 2014: смысл, история и традиции праздника.

АвтоКлимат. диагностика AUDI в Чебоксарах. АвтоКлимат. .

Post Categories: Избранное, Религия, События (фоторепортажи)
Tags: