Этнопрактикум ПО-СИБИРСКИ | Ludytomska.ru

Этнопрактикум ПО-СИБИРСКИ

Этнокультурный практикум «По-сибирски» прошел на территории Томского государственного университета с 27 по 29 ноября. Гости и участники практикума изучали феномен традиционных молодежных игр с научной, социальной и музыкальной точек зрения. Предмет изучения – народные игры, зафиксированные в среде русских сибиряков досоветского периода. В рамках практикума было представлено несколько подходов к изучению игры среди них: игра как наука, игра как творчество, игра как действие, игра как технология. Представляем вашему вниманию фоторепортаж и отзывы участников и организаторов практикума.

Александр Беспалов:
«Вот в Сибири не так, как везде! Недаром говорят: сибирское здоровье, характер, мороз и еще много чего, широко, глубоко, свободно во все стороны! Тут и народ такой жил и живет — не мелочимся. То есть «По-сибирски» — это понятно как, да? Когда затевали Этнокультурный практикум с этим названием, тоже не хотели делать разовое мероприятие, а каждый год проводить, и каждый раз новую тему поглубже изучать. В этом году тема – ИГРА, народная, старинная и современная. Тема необъятная, как и сама Жизнь, которая, как сказал поэт – да, да Игра. Почему этнокультурный? Потому, что мудрость в народе живет настоящая. Почему практикум? Потому, что на диване сидеть рассуждать толку мало, встали и на собственном опыте проверили. А пока проверяли, опробовали еще кучу новых форматов подачи материала и работы с ним. Материал-то кажется ветхим. Что там сто лет назад делали, что пели, во что играли, важно ли это все сейчас? Очень важно! Традиции — это тот маяк, который не дает нам улететь в бесконечное непонятное пространство современного бытия. «Мы тоже во дворе играли в эту игру в детстве!» — и ты видишь родного человека. «А мне эту игру дед показал, классная!» — и ты чувствуешь глубину веков. Для того и есть теперь такое событие в Томске, чтобы проникнуть и понять изнутри русскую традицию.»Надо понять, что народная игра, являясь феноменом народной культуры может служить одним из средств приобщения детей и молодёжи к народным традициям. И всё это мы увидели на Этнокультурном практикуме «ПО-СИБИРСКИ». Все три дня пролетели, как один миг. Такой чёткой организации проведения Практикума я давно уже не видел.Это и прекрасная экскурсия по городу Томску, открытия Этнокультурного практикума и развесёлой вечёрки для многонациональной молодёжи ТГУ, где всем были понятны и с восторгом приняты наши народные игры, хороводы и танцы. На проблемной лаборатории «Игра как наука» после обсуждений пришли к выводу, что «забытые народные игры» можно и нужно восстанавливать. А на практикуме «Живая история» мы окунулись в дореволюционное прошлое и выяснили, что ничего не изменилось, почти же те же отношения, что и двести лет назад. Для студентов ТГУ и участников Практикума проводили мастер-классы по народным играм, только время было учебное и студентов участвовало мало. По — домашнему прошла встреча Крафтовый фолк «на перинах» и был не концерт для зрителей, о общее общение, совсем «ПО- СИБИРСКИ». Третий день также прошёл насыщенно. Утром Этнографический итоговый конструктор, где поиграли в «хоровод-ледокол», а потом бурно обсуждали. После обеда продолжили мастер-классы в главном корпусе ТГУ, где поиграли с детьми и студентами, а вечером в Центре культуры ТГУ поучаствовали в арт-пространстве «Антисцена». Зал практически был полон, и все хорошо реагировали на старинные песни и музыку. Большое спасибо организаторам: Алексею Васильеву, нашим кураторам и фольклорному ансамблю «Васильев вечер»

Анатолий Евдокимов https://vk.com/im?sel=113684370:

Надо понять, что народная игра, являясь феноменом народной культуры может служить одним из средств приобщения детей и молодёжи к народным традициям. И всё это мы увидели на Этнокультурном практикуме «ПО-СИБИРСКИ». Все три дня пролетели, как один миг. Такой чёткой организации проведения Практикума я давно уже не видел.Это и прекрасная экскурсия по городу Томску, открытия Этнокультурного практикума и развесёлой вечёрки для многонациональной молодёжи ТГУ, где всем были понятны и с восторгом приняты наши народные игры, хороводы и танцы. На проблемной лаборатории «Игра как наука» после обсуждений пришли к выводу, что «забытые народные игры» можно и нужно восстанавливать. А на практикуме «Живая история» мы окунулись в дореволюционное прошлое и выяснили, что ничего не изменилось, почти же те же отношения, что и двести лет назад. Для студентов ТГУ и участников Практикума проводили мастер-классы по народным играм, только время было учебное и студентов участвовало мало. По — домашнему прошла встреча Крафтовый фолк «на перинах» и был не концерт для зрителей, о общее общение, совсем «ПО- СИБИРСКИ». Третий день также прошёл насыщенно. Утром Этнографический итоговый конструктор, где поиграли в «хоровод-ледокол», а потом бурно обсуждали. После обеда продолжили мастер-классы в главном корпусе ТГУ, где поиграли с детьми и студентами, а вечером в Центре культуры ТГУ поучаствовали в арт-пространстве «Антисцена». Зал практически был полон, и все хорошо реагировали на старинные песни и музыку. Большое спасибо организаторам: Алексею Васильеву, нашим кураторам и фольклорному ансамблю «Васильев вечер»

  • Елена Чешегорова:
    «Мы не были в Томске с 2014 года, тогда наше «Сретение» приглашали на Томский этнофорум. Честно говоря, соскучились и по городу и по нашим любимым томичам. И вот, такая замечательная возможность повидать всех родных и любимых в виде этнопрактикума «По-сибирски»! Ведь, — если уж Томск что-то проводит, — это всегда на высоком уровне! И нынче мы смогли отметить, что уровень не понизился: и организация мероприятий, и приём заезжих гостей были просто выше всяких похвал. Где ещё вас поведут на экскурсию по городу, а потом заманят полюбоваться на профессорский быт 19 века, да и накормят плотным завтраком прямо за профессорским столом? Этнопрактикум проходил в спайке учёных и практиков, была возможность высказаться всем, кто имел мысли по поводу поднимаемых проблем. Проблематика нынешнего энопрактикума касалась игры во всех аспектах её бытования и проявления в человеческом мире. Мы разбирались в том опыте, который несёт в себе игра, и в механиках, которые приводят её в действие. Поучаствовали в историко-культурном практикуме «Живая история», добавив свой вклад в строительство Транссибирской магистрали. Провели вечёрку для студентов ТГУ, — преимущественно иностранных. Окунулись в тёплый и уютный мир концерта на диванах «Все люди поют». Получили возможность апробировать 2 игры, созданные экспертами по принципам вечёрочных, чтобы решить те же задачи, но иными средствами, и совсем другие задачи средствами привычными. Зарядились драйвом от музыкантов и вокалистов на концерте «Антисцена», передав часть заряда и нашими омскими песнями и сердцами томским зрителям.
    Особая благодарность принимающей стороне в лице Алексея Васильева и всего «Васильева вечера»: гостям было подарено столько заботы и тепла, что мы во всём этом буквально тонули! Будьте все здоровы и счастливы, дорогие томичи!


Фольклорно-этнографический ансамбль «Пересек»:
28 ноября фольклорно-этнографический ансамбль «Пересек» принял участие в концерте необычного формата в рамках Этнокультурного практикума «По — сибирски». На сцене на скамейках и подушках, в духе русских посиделок, расположились кружком этнографические коллективы из Москвы, Томска, Новосибирска, Омска, Красноярска и Алтайского края. Почётным соучастником концерта стал уже постоянный гость города Томска собиратель и исполнитель русского фольклора

Сергей Старостин: «Поскольку соблазнов в мире довольно много в XXI веке, то опасность потерять свои корни весьма велика, и эта потеря повсеместно происходит. Поэтому укоренение самого себя — это поиск тех якорей, которые могли бы стать точкой притяжения. Эти якоря — это традиционная культура, наследованная от своих собственных предков. Если мы не будем петь своих песен, значит, мы будем петь чужие. Это тоже неплохо, но выглядит немного странно: если мы живем на своей территории, имеющей свою историю, определенную культуру, почему мы должны петь чужие песни? А мы их поем все больше и больше. Это одна из проблем глобализации — стирание граней в культуре. И почему-то англоязычная история превалирует на нашем пространстве. Процесс возвращения к своей культуре не должен быть принудительным, он должен идти естественно, и это так и происходит. В том числе и в молодежной среде. Она ловит эти импульсы, она понимает, что через песню она может постичь важные законы мироздания, устройства человеческих отношений. Все это в песнях есть. И когда человек с этим соприкасается, он получает ответы на многие вопросы, задаваемые ему извне. И слава Богу, что возврат к родной культуре происходит вполне естественно, без принуждения, без обмана, мирно и заинтересованно. Если раньше фольклорная молодежь находилась в андеграунде, ее никто не видел и не слышал, то сейчас по всей России этой молодежи довольно много. Взрослея, любой человек ставит перед собой много жизненно важных вопросов: какой дорогой он пойдет, какое он отношение имеет к тому социуму, в котором существует, к тому пространству, в котором живет, к той истории, которая к нему приходит из разговоров, учебников, лекций и книг. Он задается этими вопросами и пытается сопоставить себя и ситуацию, в которой он находится. И если своя культура не является для него чем-то очень важным, то он будет искать дорогу в другие культуры.
Это и происходило в большом количестве в 1980-е и 1990-е годы, когда, я считаю, был великий русский исход из страны. Молодежь отправлялась на поиски истины или духовного опыта подальше от дома — в Индию, Китай, Гималаи, Африку, куда угодно. Только не на поиски своих собственных корней. Им казалось, что здесь их просто нет. А они были. Просто о них никто не говорил. А сейчас гораздо больше стало этой информации. Молодежь это слышит и начинает обращать на это внимание. Не все выражают желание в этом участвовать, но даже тот процент молодежи, который приобщен к традиционной культуре, уже является серьезной опорой и силой, которая для сверстников является показательным примером. Достаточно побывать на крупных событиях, где собирается фольклорная молодежь, посмотреть на эти лица, как они выглядят в народных костюмах и как они здорово поют и танцуют. Это уже вызывает зависть у многих.»

Всеволод Чухаркин (руководитель Агентства знатных событий «Жили Были» (г. Москва):
«Для меня это уникальное событие, поскольку мы не проводим подобных мероприятий на академической базе в Москве. Из чего я для себя, по прилёту домой, сделал вывод, что зря мы это упустили. То, что вы провели, действительно имеет весьма большую ценность ввиду своей научности. В Москве просто необходимы такие события.
Уникальность в двух вещах. Первое — это студенты. Специалисты по этнографии, по традиционным играм приходят в стены учебного заведения к тем людям, которые наиболее восприимчивы к новой информации. Во-вторых, когда интерактивные и игровые события происходят в академических стенах, то студенты, педагоги и гости воспринимают их с должной серьёзностью. Проблема наших мероприятий в том, что, когда родители с детьми приходят на городские площади, они воспринимают нас и игровую культуру, как некую анимацию, детскую забаву. А на самом деле за обычной старинной традиционной игрой содержится огромное количество вещей, необходимых всему нашему обществу. Занимаясь традиционной культурой, играя в старинную игру, посещая вечёрку, человек возвращает свою историческую память. Занимаясь традиционной культурой, мы возвращаем русскому народу тысячелетние православные ценности, без которых мы, как государствообразующая нация, не можем существовать. Понять каким будет русский человек невозможно без понимания его культуры. Нельзя полюбить то, чего не знаешь, говорил Достоевский. Как можно любить свою родную культуру, не зная ее? Можно ли быть патриотом своей Отчизны, не зная её культуру и историю? А если целое общество лишено исторической памяти, любви к Родине, то своей Отчизне этому обществу нечего принести. Поэтому у нас идёт отток кадров за рубеж — людей, оторванных от своего культурного кода.
⠀ Вы говорите о православных ценностях, но есть и так называемые неоязычники, которые тоже считают, что возрождают традиционную русскую культуру. Как зрителю дать понять, что настоящая культура, а что нет?
⠀ Стоит отдельную дискуссию проводить на подобных мероприятиях на тему неоязычества. Мы однажды его из виду упустили, сочтя за что-то несерьёзное. Современное неоязычество внутри нашей традиции — это внутренний враг. Если к нам с вами в супермаркете подойдут два молодых человека в галстуках, пиджаках, с бейджем какой-то американской секты и начнут призывать вступить в эту секту, мы сразу увидим, что это не наше. А здесь обывателю понять практически невозможно, кто поет перед ним. Внешне всё то же самое — порты, рубахи, кушаки. И музыка та же, и пляски те же, и игры те же, но духовно это совершенно чуждое русской культуре. В основе неоязычества лежит необразованность.»

Александр Головин: «Мероприятие очень интересное и нужное. Конкретнее — на мой взгляд была взята выигрышная тема — игровые традиции, очень демократично, ново, «дёшево и сердито»)). С точки зрения привлечения молодёжи к традиционной культуре через игру — лучше никто не придумает. Конечно, были моменты наиболее удачные, и не очень (второй день — игры в коридорах не имели КПД, т.е. студенты не пришли). Вечерняя концертная программа, которую и концертом даже сложно назвать, прошла замечательно, в форме непринуждённого общения, с подхватыванием знакомой песни большинством. О третьем дне (занятиях экспертов) знаю от участников — было здОрово! Я присутствовал на подведении итогов.»

Виталий Глинкин: «Этнографический практикум «По-сибирски», посвящённый изучению народных игр в культурном и научном аспекте, проходил на базе Томского государственного университета с 27 по 29 ноября. Участники и гости практикума на три дня погрузились в атмосферу настоящей народной культуры: песен, танцев и, конечно, народных игр, а старейший в Сибири университет увидел много новых эмоций.»

Екатерина Бирючевская: «К величайшему сожалению смогла побывать только на концерте «Все люди поют». Говорят, работа не волк, в лес не убежит, но от неё и сам не убежишь, это факт.
Могла быть только в зрительном зале, тоже к сожалению. Сидя в кресле, от восторга вжималась в него, думала, треснет оно подо мной. Люблю. Люблю это всё, сил нет как. Но! Помимо трепетных чувств испытываю страх. Это как смотришь на низкое небо — красота завораживает, но и страх охватывает: вот-вот придавит небо, упадёт.
Сижу и думаю: вот есть люди, которые увлечены, живут этим делом. Друг друга с полувзгляда понимают. Мира вокруг не существует. Другого, я имею ввиду. Насколько неповерхностно, глубоко живут.
Заметка: сидел рядом иностранный гражданин, восхищался. И вот он спрашивает: а на каком языке они поют? Я говорю: на русском. Сидит дальше восхищается. Поворачивается и опять: точно на русском? Я говорю: Угу. Объяснить по-русски не смогла, почему это не похоже для иностранца на русский язык. Не сумела.»

Анна: «Ну вот и пролетели три насыщенных дня Этнопрактикума ПО-СИБИРСКИ, Томск всегда удивляет и вдохновляет своими идеями и движением вперёд! Каждый день не похож на предыдущий, новые люди, новые лица, но все на «одной волне» и от этого светло на душе! Было здорово!!! Спасибо организатором и фотокорреспондентам которые всегда были в гуще событий! Смотрите и радуйтесь!»

Post Categories: Томские новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *